
Департамент образования администрации Кстовского муниципального района
МБОУ СОШ № 6
Утверждено и введено в действие
приказом № _____от _______
Директор МБОУ СОШ № 6
___________Г.В. Ващанова
Положение о Портфолио ученика начальной школы
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и регламентирует порядок разработки накопительной системы оценивания достижений обучающегося первого класса — Портфолио «Я — первоклассник».
1.2. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
1.3. Функции Портфолио:
• Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
• Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
• Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
• Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
Структура и содержание Портфолио
2.1.Страницы Портфолио включают в себя основные разделы:
Портрет
• Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
• Место для фото (или автопортрета)
Фамилия___________________
Имя ____________________
Отчество ______________________
Дата рождения____________________( число, месяц, год)
Класс______________
Моя семья
Я научусь в этом году (составляется совместно с учителем)
Предмет |
Чему научусь |
Русский язык |
|
Литературное чтение |
|
Математика |
|
Окружающий мир |
|
Физическая культура |
|
Изобразительное искусство |
|
Я умею, я люблю
Режим дня
Коллектор
Правила поведения в школе
Законы жизни класса
План – памятка решения задачи
Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
Памятка « РАБОТА С ДНЕВНИКОМ»
Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
Памятка: Правила общения
Рабочие материалы
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Мои достижения
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал ……. книг.
Я думаю, что я умею….
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
2.2. В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных учебной деятельностью, могут входить:
1) подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии; выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2) систематизированные материалы текущей оценки
- отдельные листы наблюдений,
- оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, с результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.
3) материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
Технология ведения Портфолио
3.1. Обязательное условие ведения Портфолио — демократический стиль общения учителя и учащегося.
3.2. Родители с помощью Портфолио видят движение ребенка в овладении способами учебной деятельности, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности. Учителю нужно познакомить родителей с Портфолио, рассказать о целях и задачах его ведения, спросить разрешения на ведение его ребенком.
3.3. Показать Портфолио детям, узнать, кому ребенок разрешает показывать Портфолио.
3.4. Портфолио хранится в классе, ребенок в любое время может взять его.
3.5. Страницы, в которых ребенок рассказывает о себе, о своей семье, заполняются после предварительной беседы, классного часа, посвященного этой теме. Страницы, отражающие социальную жизнь, заполняются непосредственно после проведения мероприятия и его обсуждения. Страницы достижений и участия в олимпиадах и конкурсах лучше заполнять в конце четверти, когда на классном часе подводятся итоги работы за четверть. Некоторые страницы (самооценки личности, «дерево желаний») заполняются 2 раза в год. Ребенок вправе в любое время взять Портфолио, что-либо исправить или дополнить, вложить в папку свои работы.
С разрешения детей можно выкладывать Портфолио на родительских собраниях. Показывать Портфолио кому-либо можно только после разрешения ребенка.
Оценка результатов
4.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
4.2. Практически все составляющие Портфолио в настоящее время в силу оцениваются только качественно.
4.3. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы о:
1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний в соответствии с программными требованиями;
2) сформированности основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
4.4. В конце учебного года в Портфолио вкладывается характеристика ученика с указанием его достижений в учебной, внеучебной деятельности, а также рекомендации для дальнейшего роста и развития ученика.
Принято решением педсовета протокол от №
Председатель
Секретарь