Руководитель направления:
Чичкова Т.В. - педагог-психолог, начальник отдела по психолого- педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Рабочая группа:
Люлина Т.В. – педагог-психолог;
Кочеткова Л.А. – социальный педагог;
Матвеенкова Н.Н. - врач психиатр, нарколог Наркологического отделения Кстовской ЦРБ.
21.12.2022 года в МАОУ СШ №6 состоялся первый запланированный семинар в рамках деятельности МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождений участников образовательных отношений".
Участниками семинара стали педагоги-психологи, учителя школ района.
На данном занятии педагог-психолог Чичкова Т.В. совместно с семейным психотерапевтом, врачом-наркологом Матвеенковой Н.Н. предоставили возможность присутствующим педагогам погрузиться в тему «особого детства» и рассмотреть изнутри какие чувства и мысли испытывают дети, родители, оказавшиеся в данной ситуации. Тема «особого детства» не простая сама по себе и у каждого человека, сталкивающегося с ней, вызывает различные эмоции: у кого-то страх, у кого-то сочувствие, у кого-то пренебрежение и, несомненно, все эти эмоции имеют место быть. Что же такое «особое детство», какие это дети. Педагогам предлагалось послушать и порассуждать над следующим стихотворением.
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
«Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих.
И действительно, что творится в душе, в маленькой «мире» ребенка с особенностями развития в полной мере не знает никто, даже близкие люди, которые ежедневно с ним находятся. И если у каждого родителя, перед рождением ребенка спросили бы, какого ребенка он хочет здорового или с особенностями развития, даже не смотря на все известные выражения типа «особые дети даются особым родителям», «особые дети – это дар», каждый родитель выбрал бы ЗДОРОВОГО, обычного ребенка.
Практическое занятие проходило в технике арт-терапии, а именно просмотр и обсуждение небольшого pixsare мультика «Особенные дети». Педагогам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Про что для вас был этот мультфильм.
2. Что в этом коротком мультфильме для вас было важное, значимое и почему?
3. Как вы думаете, что происходит с отцом мальчика в мультфильме?
Какие эмоции он испытывает? Что делает отец? Зачем?
4. Что произошло с их семьей?
5. А что происходит с ребенком? Как он меняется в течение мультфильма и почему? Что он чувствует? Меняются ли его чувства?
6. В чем нуждается ребенок?
7. Зачем мы с вами сегодня об этом говорим?
(обсуждение)
Мы, как педагоги, тоже испытываем трудности, сложности при взаимодействии с такими детьми, а еще больше при работе с родителями этих детей. Какие чувства мы испытывает при работе с «особенным» ребенком. В чем есть потребность педагога?
8. Что в этой ситуации я как педагог могу сделать?
Вывод: работа с детьми и правда сложная, требующая больших энергетических затрат от педагога, но если в поле взаимодействия появляется «особый» ребенок, главное правило, которое должен помнить любой человек «Не навреди».
21.04.22 года в МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» в рамках работы департамента образования и муниципального ресурсного центра по направлению «Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в общеобразовательной школе» прошло занятие «Школы молодого специалиста начального общего образования» по теме «Организация работы с детьми с рисками образовательной не успешности». На данном занятии сотрудником ППС школы Чичковой Т.В. была представлена схема формирования «успешного ученика» и «неуспешного ученика» из чего складывается мотивация к обучающей деятельности, а так же подробно расписана роль учителя в формировании положительного отношения к школе на первичном этапе. Выступление проходило в интерактивном формате с активным привлечением к обсуждению молодых специалистов начальной школы. На занятии присутствовал специалист ИМО Гришакова Елена Владимировна.
Руководителем РМО педагогов-психологов Рязаповой Е.В. было представлено сообщение на тему «Формирование мотивации достижения успеха как фактор повышения качества образовательных результатов», где были озвучены примеры конкретного практического опыта обучения в начальной школе на примере иностранного языка.
Занятие прошло активно, насыщено примерами из практической жизни и по окончании занятия Елена Владимировна высказала пожелания сотрудничества с ресурсным центром школы 6 и психологами района.
17.03.22 года в рамках функционирующего при МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений" в рамках реализации договора сотрудничества с МАОУ «Новоликеевская СШ» была проведена диагностика обучающихся 4 классов Новоликеевской СШ. Более 40 обучающиеся прошли диагностику по комплексной методике Л.А. Ясюковой, где исследовалась сформированность основных компонентов общеучебных навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене: сформированность навыка чтения, самостоятельность мышления, общая осведомленность и интеллектуальные способности. Диагностика проводилась в групповой форме. Результаты диагностики в табличной форме на каждого обучающегося в виде психологической характеристики были направлены заместителю директора Новоликеевской СШ. В данной характеристике отражались сильные и слабые стороны сформированности изучаемых компонентов, в аналитической справке даны рекомендации для учителя по развитию необходимых общеучебных навыков.
В марте 2022 года МАОУ«СШ №6 с кадетскими классами» и МАОУ «Новоликеевская СШ» был составлен договор о совместной образовательной деятельности в целях оказания помощи в диагностики обучающихся 4-х классов Новоликеевской школы на предмет готовности к переходу к среднему звену и 23.03.2022 года в МАОУ «Новоликеевская СШ» сотрудниками ППС МАОУ «СШ №6 с кадетскими классами» Чичковой Татьяной Викторовной, Матвеенковой Натальей Николаевной и Маховой Вероникой Николаевной был проведен практический семинар на тему «Профилактика эмоционального выгорания и поиск ресурсного состояния педагога». На мероприятии присутствовал сотрудник ИМЦ Департамента образования - Голунова Т.В. Семинар состоялся в рамках функционирующего при школе №6 МРЦ по направлению "Организация коррекционной работы и психолого - педагогического сопровождений участников образовательных отношений". В данном семинаре приняли участие 22 педагога. Занятие проходило в интерактивной форме, которое позволило не только получить информацию от ведущих, но и высказать свое мнение участникам по актуальному вопросу. Педагоги активно рассуждали о том, что такое эмоциональное выгорание, что приводит к данному состоянию, какие эмоции накапливаются в работе педагога с обучающимися школы, с родителями. Затем педагогам была предоставлена возможность поработать в творческом ключе со своим эмоциональным состоянием, используя арт-терапевтические техники, и найти те ресурсы, на которые человек может опереться. В конце занятия педагогам давалась возможность получить поддержку от коллег, работающих вместе с ними. Творческие работы, созданные педагогами, каждый забрал с собой, как инструмент выхода из кризисных эмоциональных состояний.
16.12.21 в МАОСШ №6 состоялся первый запланированный семинар в рамках деятельности МРЦ. Участниками семинара стали педагоги-психологи, классные руководители школ района, методический кабинет в лице Беловой И.А. Семинар проводился дистанционно, с использованием zoom.
В начале семинара ведущие Чичкова Т.В. и Матвеенкова Н.Н. рассказали об основах «теории привязанности» и выделили детей, которые попадают в категорию деструктивного поведения. Слушателям была представлена схема, где было обозначено, что за любой проблемой ребенка лежит глубокий пласт накопленных негативных эмоций, с которыми ребенок справиться не может.
схема
Поведение ребенка (как он себя ведет) – эмоции ребенка (какие чувства накоплены) – поведение родителей (как чаще всего решают проблему поведения) – эмоции родителей (какие чувства испытывает родитель) – решается ли проблема или усиливается?
Пройдя по этой схеме в контексте любого деструктивного поведения, можно увидеть, что когда действия взрослых (и школы, и родителей) направлены только на изменение поведения ребенка ситуация не меняется, а чаще всего усиливается. Педагогом было предложено другое видение решения данной проблемы – обратиться к эмоциональному миру ребенка, выстроить вокруг него ГСП (группу совместной поддержки) и на основе ресурса взрослых, меняя постепенно эмоции ребенка выйти к положительному решению проблемы.
28.02.2020 в школе состоялся последний из запланированных семинаров в рамках МРЦ. Его участниками были социальные педагоги, психологи, классные руководители школ города и района. Проблема девиантного поведения во всех учебных организациях стоит достаточно остро. Исключением не является и наша школа. Сотрудники нашего отдела учебно- поведенческой поддержки вынуждены постоянно искать и разрабатывать новые формы и методы работы с такими детьми, но в первую очередь работать над профилактикой подобного поведения. В ходе семинара участники получили информацию о таких методах работы как:
- «Дневник достижений» (с детьми, состоящими на ВШУ);
- группа психологической помощи «Точка опоры»;
- «Клуб общения» для детей и подростков;
- родительские собрания в творческом ключе с элементами тренинга родительской компетенции;
- «Уроки здоровья»;
- занятия по повышению психологической грамотности с учителями;
Участники семинара получили представление о практических формах работы, которые можно использовать в своих образовательных организациях.
• Презентация "Девиантное поведение школьников"
28.01.2020 – в рамках деятельности муниципального ресурсного центра сотрудниками психолого-педагогической службы Беловой О.В. и Матвеенковой Н.Н. было проведено выездное собрание в школе с. Ближнее Борисово для родителей обучающихся 9,11 классов.
Собрание имело практическую направленность. Ведущие ставили перед родителями и помогали решать следующую задачу: осознать и привести в порядок собственное эмоциональное состояние, прежде чем помогать своему ребёнку. Родители делились своими чувствами по отношению к предстоящим экзаменам, тому, как дети готовятся к ним. Этот процесс помогал снять уникальность проблем и понять, что страх, злость, бессилие чувствуют практически все родители. В ходе собрания появилась возможность вспомнить о людях, которые могли бы оказать эмоциональную поддержку родителям в этот непростой период.
08.11.19 в школе прошел плановый семинар в рамках работы МРЦ. Участниками семинара стали учителя, педагоги- психологи, социальные педагоги МБОУ Афонинской СШ и МБОУ Ближнеборисовской СШ.
Цель данного семинара заключалась в передаче опыта работы школы вышеназванным педагогическим коллективам по заявленной теме.
В начале семинара ведущие, Белова О.В. и Матвеенкова Н.Н. (врач-психиатр, нарколог), остановились более подробно на определениях понятий «психолого-педагогическое сопровождение» и «группа риска по личностным особенностям». Беседа с участниками сопровождалась презентацией, познакомиться с материалами которой можно ниже.
Педагоги познакомились с одним из вариантов классификации личностных особенностей обучающихся, получили информацию о системе их сопровождения в нашей школе:
- ранней диагностике особенностей развития;
- подбор форм и методов обучения, психолого- педагогического сопровождения таких детей;
- работе с учителями и родителями.
Во второй части семинара участником было предложено выполнить и обсудить практическое упражнение «Слепой и поводырь», которое метафорическим образом раскрывает суть системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с личностными особенностями и самое главное – роль педагога. Педагог в данном процессе -направляет, находится рядом, но не заменяет в деятельности ребенка и его родителей.
06.11.19. в школу для участия в семинаре были приглашены педагоги, начинающие свою деятельность в образовательных организациях, стаж работы которых насчитывает менее 5 лет. Всего в семинаре приняли участие 27 человек. В процессе первичного знакомства выяснилось, что большая часть участников пробует в своей работе выстраивать «субъект-субъектные» отношения, но часто удержаться в них сложно, так как этому процессу мешают негативные эмоции, эмоциональное выгорание, накапливающиеся в ходе работы в школе. Именно этому вопросу – как удержаться в таких отношениях, где найти собственные ресурсы и силы- был посвящен дальнейший разговор. В ходе семинара был использованы метафорические карты как инструмент, позволяющий привнести эмоциональный компонент в раскрытие темы семинара.